Главная / Сообщество / Форум / Список форумов сайта / Съезд РСС 2021 - общие вопросы / 9. Юридические аспекты проведения съездов с различной формой голосования
1 2
RSS
9. Юридические аспекты проведения съездов с различной формой голосования
 

РСС изначально создавался как организация отдельных членов, каждый имел право голоса при избрании руководящих органов и решения других вопросов (размеры членских взносов, символика организации, и т.д.).

Регистрация РСС как Общероссийской общественной организации, однако, привела к возникновению некоторых ограничений, непосредственно связанных с законодательством (соответствующие статьи законов нашли свое отражение в Уставе РСС, зарегистрированном в Минюсте).

После принятия Устава планировалось устраивать по всем ключевым вопросам общее голосование, которое потом утверждалось бы делегатами очного Съезда (как это и было сделано на съезде в Симферополе). Или бы не утверждалось. Это задумывалось как следование первоначальным фундаментальным идеям Союза при соблюдении при этом рамок Устава и закона.

Законы

Деятельность РСС как общественной организации регулируется в основном двумя законами – законом об общественных объединениях и законом о некоммерческих организациях, частично пересекающихся, частично дополняющих друг друга, см.

https://legalacts.ru/doc/FZ-o-nekommercheskih-organizacijah/ , http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ :

https://legalacts.ru/doc/FZ-ob-obwestvennyh-obedinenijah/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/

Общероссийская общественная организация

Ст. 14 закона об общественных объединениях: “Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.”

Для регистрации Общероссийская ОО должна иметь региональные отделения (РО) более чем в половине субъектов РФ. Такие отделения и были созданы при регистрации РСС.

Съезды с очной и заочной формами голосования

Согласно Уставу РСС, статья 5.1: “Высшим руководящим органом Организации является Съезд делегатов, избранных от региональных отделений Организации (далее по тексту «Съезд»), созываемый Советом по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года.”

Надо сказать, что в законе такой жесткой системы выборов делегатов (что они избираются только от РО) нет. Принятая практика – считать делегатами Съезда членов различных управляющих органов организации (управляющего Совета, Совета Старейшин, федеральных комиссий, …). Но это обязательно должно быть внесено в Устав. Здесь есть некая свобода избрания/назначения делегатов от структурных подразделений (тех же комиссий). Для этого надо менять Устав и консультироваться с юристами. Также в законе напрямую не сказано, что все члены Организации должны принадлежать к каким-либо РО.

Есть ряд вопросов, касающихся исключительной компетенции Съезда, они напрямую перечислены в законе о некоммерческих организациях. По закону, эти вопросы могут решаться только на Съезде с проведением очного собрания (заседания) (очного голосования).

Возможно и проведение Съезда без совместного присутствия (заочное голосование).

В частности, в законе о некоммерческих организациях про Съезд написано (п 4.1 статьи 29):

«Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам …»

К исключениям относится, в том числе, принятие Устава и выборы руководящих органов. Поэтому с юридической точки зрения мы не можем выбирать Совет всеобщим голосованием, т.к. осуществить всеобщее голосование мы можем только заочно.

В июне 2020 г. специальной добавкой в закон “заочные” выборы руководящих органов из-за пандемии разрешили, но только на 2020 год. Так по интернету избрали Президента РГО и Председателя Московского отделения РГО (в последнем я тоже участвовал, голосовали по E-mail).

Поэтому всеобщим голосованием в части выборов мы можем принимать только проекты решений, которые затем выносить на утверждение очного Съезда представителей от региональных отделений.

Возникает вопрос – а чем принципиально отличается Съезд с заочной формой голосования от опроса, если юридически обязательное решение по выборам Совета и Ревизионной комиссии он принять не может? Основное - на Съезде, если Совет принял такое решение, все руководство (Президент, Председатель, Совет, Комиссии) должно отчитываться о своей работе и любой член РСС может задать удобные и неудобные вопросы, на которые надо отвечать. И любой член РСС может предложить свой вопрос в повестку.

Норма представительства

Согласно статьи 5.2 Устава, “норма представительства, дата и место созыва, сроки проведения, повестка дня, форма голосования (тайное или открытое) Съезда Организации устанавливаются решением Совета”. (Должен быть протокол заседания Совета с результатами голосования, а не решение Президента, Председателя или любого другого должностного лица).

Что касается нормы представительства, то она может быть различной. Например, без учета численности региональных отделений (одно отделение – 1 делегат или 1 отделение -2 делегата), или с ее учетом – например, 1 делегат на 10 членов отделения, или 1 делегат на 5 членов, или 1 делегат на одного члена. Последнее означает участие всех членов РСС. И если на очном съезде это не реализуемо (более половины членов РСС, очевидно, в одно место не съедутся), то на заочном съезде – вполне реализуемо.

И для заочного съезда такая норма наиболее демократична и логична – она позволяет учесть мнение всех членов РСС без каких-либо ограничений. (И именно против этой нормы представительства, считая ее не соответствующей Уставу, возражают некоторые товарищи. При этом непонятно, чем соотношение 1:1 принципиально отличается от 1:5 или 1:15.)

Использование телекоммуникационных средств связи

Согласно имеющейся практике, использование телекоммуникационных средств связи на заседаниях руководящих органов подпадает под очное присутствие. Но это, согласно той же практике, должно быть отражено в соответствующих регламентах (в случае проведения Съезда – в Уставе). Сейчас в Уставе РСС такой статьи нет. Поэтому среди дополнений в Устав РCC для обеспечения соответствующей рабочей группой Совета предлагалось внести стандартную формулировку:

“Члены органов Организации могут принимать участие в заседаниях органов Организации как лично, так и при помощи телекоммуникационных средств связи (телеконференция и прочее).”

P.S. При всëм стремлении автора к объективности освещения ситуации, надо заметить, что бывают и такие вопросы, по которым даже юристы Минюста высказывают различные мнения.

 
Избрание делегатов от РО на очный съезд с учётом того, как РО у нас созданы, а также с учётом не всегда отличных взаимоотношений спеоеологовв одном регионе, уже представляет собой тему для конфликта.  Например, если бы  апологеты коренной реформы РСС (жить строго по уставу в том виде, как он есть, признать все ранее сделанное незаконными и ничтожным) вдруг оказались не избранными,  как делегаты от РО, они бы сразу я думаю переобулись на ходу. В связи с этим, можно отметить,  что в Уставе нет указания о норме представительства. Почему бы тогда не дать право голосовать на очном съезде всем кто до него доберётся?  Так было на съезде в Симферополе.  Прошу рассмотреть такой вариант.  
 
Цитата
Роман Бирюков написал:
в Уставе нет указания о норме представительства.
Есть. Должен быть кворум 50% при любом голосовании. Вопрос в том, кто должен голосовать. Если все желающие из приезжих - то создать очный кворум крайне сложно. Если делегаты РО - кворум легко достижим, но как вы сказали, такое делегирование чревато многими скандалами и конфликтами. Вот и приходится выбирать между плохим и очень плохим.
 
Кворум по числу  регионов, его никто не отменяет - в Симферополе он был, стараниями организаторов.  Речь идёт о норме представителей от региона
Изменено: Роман Бирюков - 15.07.2021 14:14:17
 
В развитие предложения.  РО непосредственно перед съездим может выяснить,  кто поедет, и протоколом подтвердить полномочия всех фактически поехавших как делегатов
 
Цитата
Роман Бирюков написал:
В развитие предложения.  РО непосредственно перед съездим может выяснить,  кто поедет, и протоколом подтвердить полномочия всех фактически поехавших как делегатов
Поддерживаю
 
Цитата
Роман Бирюков написал:
Почему бы тогда не дать право голосовать на очном съезде всем кто до него доберётся?
Получится неравенство между регионами - очевидно, что добраться до места проведения очного съезда гораздо проще тем, кто проживает в этом регионе или близлежащих.

Что касается "РО непосредственно перед съездим может выяснить,  кто поедет, и  протоколом подтвердить полномочия всех фактически поехавших как  делегатов" - конечно, лучше приехавшие делегаты, чем отсутствующие. При этом, кого посылать на съезд, может и должно решить только само региональное отделение. Совет дает только норму представительства.
 
Цитата
Алексей Шелепин написал:
   Цитата        Роман Бирюков  написал:
Почему бы тогда не дать право голосовать на очном съезде всем кто до него доберётся?Получится неравенство между регионами - очевидно, что добраться до места проведения очного съезда гораздо проще тем, кто проживает в этом регионе или близлежащих.

Что касается "РО непосредственно перед съездим может выяснить,  кто поедет, и  протоколом подтвердить полномочия всех фактически поехавших как  делегатов" - конечно, лучше приехавшие делегаты, чем отсутствующие. При этом, кого посылать на съезд, может и должно решить только само региональное отделение. Совет дает только норму представительства.
Поддерживаю.

Также хотелось бы напомнить, что РО необходима повестка, которую они смогли бы заблаговременно обсудить, а уже затем выдвинуть делегатов с готовыми решениями и позицией.
Изменено: Павел Рудко - 16.07.2021 10:43:56
 
Итак, рядовой член РСС, вступивший в организацию, не имеет практически никаких избирательных прав. При желании голосовать ему говорят вступи пока в РО (вот здесь бомба заложена), а там посмотрим, выберем на съезд, не выберем. А ещё, голосовать придётся как решило Отделение. Вам, ничего это не напоминает? Мне напоминает - казарму. Как мне представляется, любой рядовой член РСС, приехавший на съезд и оплативший взнос РСС, должен иметь полное право участвовать в обсуждениях, предлагать новые решения и идеи, голосовать. Предложение всем рядовым членам получать полномочия в РО, не знаю, а не проще все это оформить на съезде. А насчёт неравенства в количестве, я считаю что это здорово, членов РСС в данном регионе (где проходит съезд) прибавится. И ещё, в РСС нет Счетной комиссии, которая должна работать как в сети так и на съезде.  
 
Цитата
Антон Прохоренко написал:
Вам, ничего это не напоминает? Мне напоминает - казарму. Как мне представляется, любой рядовой член РСС, приехавший на съезд и оплативший взнос РСС, должен иметь полное право участвовать в обсуждениях, предлагать новые решения и идеи, голосовать.
Казарму абсолютно не напоминает. Служил. :)

Никто не мешает любому рядовому члену РСС: приехать на Съезд, участвовать в обсуждениях, предлагать новые решения и идеи.
Голосовать ему никто не мешает в рамках РО, по тем же основным вопросам, при этом высказывая и выслушивая аргументы сторон при наличии достаточного для этого времени. Что касается голосований далее, то решение должны принимать специалисты в своей области на это уполномоченные. Этих уважаемых специалистов выбирают все члены РСС.
Также не стоит забывать про кворум Съезда (общего собрания), если мы гипотетически опустимся до проведения голосования "любого" члена РСС на Съезде, то мы никогда не соберем кворум. Спрашивается, зачем наступать на собственные грабли и изображать неработающую демократичность?
1 2
Читают тему