Главная / Сообщество / Форум / Список форумов сайта / Рабочие совещания Совета РСС / 15.1. Пещера "Трасса Таврида". Об обнаружении новой пещеры, раположенной в пределах федеральной трассы Таврида (Крым)
1 2 3
RSS
15.1. Пещера "Трасса Таврида". Об обнаружении новой пещеры, раположенной в пределах федеральной трассы Таврида (Крым)
 

В Республике Крым около месяца назад при проведении дорожных работ по строительству Федеральной автомобильной трассы «Таврида» в 15 километрах от города Симферополя (р-н поселка Зуя) вскрыта крупная карстовая полость. Рабочее название «пещера Трасса Таврида».
Спелеологами Симферополя проведена топографическая съемка пещеры. Протяженность отснятых ходов пещеры составляет 1015 метров. На сегодняшний день это самая протяженная пещера в Предгорном Крыму. Вмещающие породы – нуммулитовые известняки среднего эоцена.
Пещера имеет ярко выраженный гипогенный генезис т.е. создана напорными водами снизу  . Состоит из нескольких магистральных галерей соединенных между собой лабиринтовыми переходами. Повсеместно отмечены точечные и рифтовые очаги питания и восходящие купола и колодца, предположительно являющимися зонами разгрузки. Один из таких куполов был вскрыт при производстве дорожных работ. Вскрытый  вход представляет вертикальный колодец общей глубиной 14 метров (от основания дорожного полотна до уровня дна основной галереи).
Примерно 150 метров автомобильной трассы расположено над крупными галереями. Перекрывающие галереи отложения состоят из рыхлой, раздробленной коры выветривания. Галереи, расположенные в пределах трассы , имеют среднюю высоту 7-9 метров (максимальная 12), ширина 6-8 метров, соответственно мощность кровли составляет от 2 до 7 метров.
В некоторых галереях выявлены  свежие обвальные отложения, вызванные обрушением свода залов под участками автодороги.
Пещера обладает уникальной морфологией, минералогией и палеонтологией. По всем критериям пещера заслуживает создание на ее базе научного карстолого-спелеологического стационара.

В настоящее время проводятся консультации с представителями строительной организации, органами власти и научным сообществом Крыма о дальнейших действиях по охране этого природного объекта.

Самохин Геннадий

 
С инженерной точки зрения, самое простое и дешевое решение внутри пещеры поставить арочные подпорки . Потолки, там где они сыпятся, укрепить торкрет(набрызг) бетоном.
Облик пещеры конечно немного измениться, но  суть останется.
 
я сторонник переноса трассы.. это и пещере безопасней, и строителям проще. насколько этот вариант реален - вот вопрос...
 
На сколько я понял из вчерашних телефонных разговоров с Самохиным,  строителям  залить лишнюю  сотню кубов бетона  проблем не составит. Как защитить пещеру пока абсолютно не понятно. Тут нужны правовые знания. Самохин просит нас напрячься, разыскать людей, которые в этом разбираются, найти зацепки. Причем сделать это быстро.
В пятницу будет совещание в правительстве Крыма по этому вопросу. Самохин представит объемную топосъемку, палеонтологический материал. Пещера уникальна тем, что там обнаружено отлично сохранившиеся логова хищников. Раньше такие 2  находки были в Испании и Франции. Теперь и в Крыму. Для Крыма пещера может стать туристическим объектом с постоянным доходом.  Сам Самохин всё время проводит в пещере, поэтому просит помощи у нас. СРОЧНО!
 
Аргументы из практических соображений ЗА ПЕРЕНОС ТРАССЫ:
1) укрепить снизу даже заполнив пещеру бетоном вряд ли гарантирует надежность конструкции, ведь в перекрытие рыхлые породы. (как пишет Самохин), т.е. этот метод надо отмести, как не гарантирующий результата.
2) Пещера имеет высокое научное значение. Это утверждение должно быть подтверждено заключениями соответствующих специалистов по наличию фактов в кратчайшее время.
3) Пещере из-за уникальности (?) необходимо установить природоохранный статус.
4) Из за возникшей сейчас популярности (пресса) пещера имеет туристическую привлекательность, соответственно может быть защищена от разграбления нахлынувшими любопытствующими гражданами, путем оборудования экскурсионного маршрута. Т.е. путем передачи под охрану туристической организации, готовой нести соответствующие расходы.
5) Прежде чем приступать к строительству такого уровня трассы надо проводить качественные изыскания по проектируемому маршруту трассы.
Ваши соображения коллеги?  
 
Как я понимаю не все могут здесь дискутировать. Поэтому надо в общедоступном форуме открыть эту тему.
 
Создал общедоступный форум параллельно.
 
Я попросил поддержки у Богдана Ридуша (от известный пещерный палеонтолог, много работал в Крыму) и Александра Климчука. Не очень уверен, что они поддержат, но все-таки. Как вы думаете, а не стоит ли обратиться за поддержкой в международный спелеологический союз? Если имеет, то в чей адрес им надо прислать письмо? Еще можно попробовать обратиться за поддержкой в РГО, например, к Касимову, председателю МГО РГО.

Глядя на план пещеры с нарисованной трассой сразу возникает такой вопрос: а нельзя ли пожертвовать небольшим куском пещеры, который находится непосредственно под дорогой, и дать закачать туда бетон, поставив стену, чтобы он дальше не распространялся. В этом случае в дальнейшем можно будет сделать в пещеру искусственный вход. Не будет ли это компромиссным выходом?
 
Считаю, что лучше немного перенести трассу, так как возможно наличие нижних этажей пещеры и заливка бетоном  не будет гарантировать  полной безопасности. По отношению к пещере, как к ценному объекту можно рассмотреть следующие составляющие: 1. Палеонтология - могу подключить как уральских палеонтологов (Смирнов Н.Г., Косинцев П.А.), так и московских  (Агаджанян А.К.). 2. Гипогенный карст - жду, что напишет Ольга Червяцова, скорее всего,  эта пещера  - очень ценный объект (генезис пещер, минералогия) . 3. Археология - надо изучить кости на предмет их обработки человеком, вроде как не похоже на погрызы. Все вместе  может быть основанием для открытия в пещере стационара.
Расположение пещеры (20 км от Симферополя, федеральная трасса)  благоприятствуют как соэданию стационара, так и туристического объекта. Но сначала - полноценное  исследование  
 
Здесь возможны разные точки зрения.

С точки зрения государственной - бетонировать глупо, т.к. пещера у самой трассы и при оборудовании станет хорошим центром притяжения туристов, она все для этого имеет - и размеры, и находки. И главное - расположение просто идеальное, ехать никуда не надо, просто мимо проезжаешь - остановился, слез, передохнул от езды. Что уверенно можно сказать, отбоя от посетителей не будет. В пещере можно небольшой пещерный же музей сделать. И если сделать все нормально, то рядом сами по себе и закусочные, и скорее всего даже гостиницы через короткое время образуются.

С точки зрения руководства строительством средней руки - проще всего забетонировать. Да, объем большой, это надо не машинами, а вагонами и составами с бетоном мерить, но если денег много, а времени мало - это быстро и думать не надо. Бери больше, кидай дальше. Что касается того, что заливать (если заливать)  придется сравнительно короткую часть - она по топосъемке самая объемная. То есть самая привлекательная для туристов...

С точки зрения науки все и так понятно.

Технически проще всего перенести трассу метров на 20-30. Хотя вопросы отчуждения земли - штука сложная, но раз уж проблема поднялась до весьма высокого уровня, то на этом уровне она должна решаться достаточно просто. Что касается возведения эстакады без сдвига трассы - нужны опоры, но они придутся все равно рядом с ходами пещеры. Хотя опора - штука почти точечная, но все же...

Явно не надлежащим образом проведены предпроектные изыскания. Очевидно, что формально должна была быть сделана проверка на карстоопасность (такой регион), но очевидно, фактически она сделана не была или сделана ненадлежащим образом. Посему лучше бы (в идеале) ее сделать хотя бы сейчас в некоторых наиболее очевидных местах, а то неровен час проезжающие грузовики провалятся где-нибудь. Вероятность этого мала, но отнюдь не нулевая. Понятно, что такие решения должны приниматься на довольно высоком уровне.
1 2 3
Читают тему (гостей: 1)