Уважаемые коллеги!
В продолжение дискуссии о возможности проведения конгресса UIS в России хотелось бы высказать несколько замечаний.
Во-первых, главные – конгресс это, в первую очередь, НАУЧНОЕ мероприятие, несмотря на то, что сопровождается всякими ярмарками и пр. Конгресс – это многие сотни, а иногда и тысячи иностранных участников. Это не менее сотни местных организаторов, большинство из которых должно быть не просто в курсе темы, но и относительно свободно общаться на английском языке. Конгресс – это огромные деньги. Его не возможно покрыть расходами с оргвзносов, хотя они там не маленькие, от нескольких сот евро с участника. В финансирование конгрессов включаются государственные структуры, муниципалитеты, местные коммерческие организации. И, наконец, конгресс это признание (престиж) спелеосообщества конкретной страны – его можно получить, если у тебя есть желание, совпадающее с возможностями (пример – последние конгрессы в США, Чехии) и очень легко растерять на десятилетия, если желания много, а опыта и возможностей мало или нет вовсе (пример – конгресс в Греции, обернувшийся позором).
Теперь к некоторым проистекающим частностям (все излагать долго, поэтому часть)
- Мероприятия конгресса это не менее 1 месяца – 1-2 недели полевых экскурсий (в разных регионах, а не только по месту проведения мероприятия) до основной части конгресса и после. Это не считая общую подготовку, во время которой основной оргкомитет несколько месяцев занимается только конгрессом. Не своей работой основной до кучи, а только мероприятием. Это должны быть либо несколько десятков волонтеров, готовых на это безумие, либо люди получающие за это з/п.
- Согласно многим межгосударственным договорам, от оплаты визового сбора освобождаются те, кто приезжает на научное мероприятие. Таким образом, оргкомитет должен разослать персональные приглашения каждому иностранному участнику. Как показывает практика, консульства нашей родной страны в основном требуют для этого оригиналы приглашений (иногда это выясняется только в момент подачи документов). Т.е. нужно быть готовым к рассылке приглашений за рубеж обычной почтой в конвертиках, а это в сумме не дешево. Например 1 тыс. человек. Почти с каждым иностранцем придется плотно контактировать, решая его проблемы. В разных странах они разные. К примеру, на спелеофорум "Пещеры как объекты истории и культуры", который мы делали в 2016 году в Воронеже, несколько чел так и не получили визы в РФ.
- Конгрессы проводятся исключительно летом. А значит само мероприятие должно проходить в стороне от столиц и курортных центров с массами левых отдыхающих. Проживание, питание, проведение секций должно проходить в одном месте. При этом залы для секций и окружающая инфраструктура (туалеты, места для общения, кофе брейков, зал стендовых докладов) должна рассчитываться на 1-2 тысячи чел. одновременного пребывания. Технические средства должны быть подстрахованы резервными, т.к. все проводится строго (что нам часто не свойственно!) по времени в рамках программы и люди перемещаются между секциями постоянно, приходя на нужный доклад. Никаких задержек быть не может.
- Конгресс это издание сборника научных трудов на английском языке, обычно это 2-3 огромных тома. Это редактура, верстка, корректура, печать - т.е. немалые деньги. Часть книг будет реализована участникам в счет взноса, часть придется рассылать почтой после конгресса заочным участникам (это очень дорого), часть уйдет на раздачу президиуму, подарки и просто останется в каком-то количестве невостребованными. Т.е. 20-30% затраченных средств не вернется с книг никогда.
- Как правило, претенденты на следующий конгресс известны задолго до голосования и в самом голосовании уже нет никакой интриги. Т.е. на 2025 год, полагаю, уже давно известно место проведения. На конгрессе 2021 года ими будет представлена концепция мероприятия, видео, разнообразная реклама. Само же голосование, в числе всяких прочих выборов, проводится на финальной стадии мероприятия – заключительной сессии. Мне довелось представлять Россию на этой сессии в Брно и там, кроме Австралии больше не было претендентов. Т.е. выходит один утвержденный кандидат, как во времена Брежнева. Голосование идет по принципу согласен или нет.
- Страна проводящая мероприятие берет на себя расходы президиума UIS.
и мн.др.
Резюмируя: в 2025 году нам ничего не светит, а если бы и была возможность, то мы просто к ней не готовы. А повторять подвиг Греции для нас это закопать страну надолго.
Из стенограммы Совета становится понятным, что многие члены Совета не совсем представляют, что такое конгресс UIS. И какие тут ставки. Предлагаю хорошо все обдумать и взвесить силы, которых у нас крайне мало (почти нет). Не нужно путать съезды АСУ и РСС и международные конференции – это разные жанры. И как показал опыт, сложно их смешивать даже просто с научными чтениями. Амбиции это прекрасно, этим мы сильны, но предлагаю быть последовательными и не забывать, что на кону имя и честь российской спелеологии. Россия пока еще довольно скромна за рубежом, а часто никак не представлена. Давайте помнить, что нам нужно выводить Россию на международную арену не путем организации стола с выпивкой, а своей деятельностью.
Если сейчас выстроить программу подготовки, то (возможно) к 2029 г. мы можем попробовать. Очень важно место проведения – амбициозность руководства и ресурсообеспеченность региона. Кроме того, важно проведение в РФ за этот период 2-3 мероприятий серьезного международного уровня. Из массовых международных мероприятий самым представительным стал симпозиум Карстоведение 21 век в Перми в 2003 году. После него такое количество иностранцев привлечь больше не удавалось, хотя и прошло 4 международных мероприятия. Впрочем, на них уже были успешно отработаны некоторые механизмы, нужно их оттачивать, развивать. Кроме этого нам необходимо внедрение в систему международного союза – участие в комиссиях, международных мероприятиях. Тогда конгресс в России может стать реальностью.
p.s. синички донесли, что у французов проблемы и конгресс из Леона с большей долей вероятности может переместиться глубже в провинцию.