Районирование

Карты пещеры
Основные карты
Разрез-развёртка и план
На основе съёмки спелеосекции МФТИ (рук. Елисеев С.), 1980 г.
Описание
Геология и морфология
Входное отверстие в склоне под камнем, размер 1×0,5 м, дальше два подряд сужения неправильной формы. Налево тупики ведут к заваленным входам. С 10-го по 20-й метр – относительно хороший (2×1,5 м) ход. Далее сечение диагональной формы, наилучший проход справа внизу, но приходится ложиться в большой гур с водой. На 25-30-м метрах основного хода вправо вниз имеется узкое продолжение с каскадом гуров, кончается узким непроходимым сифоном. 30-й – 40-й метр: проход по диагональной трещине, расширяется. Далее озеро глубиной 1 м, вверх уходит крутой натёк, но продвижению помогает близость потолка. Попадаем на площадку 4×4 м, высота потолка 1-2 м, небольшое озеро. Развилка: ходы 1, 2 и 3.

Ход 1. Низкий потолок, потом узкий лаз выводит в зал 4×2,5×1 м с большими песчаными заносами. Тупик.

Ход 2. Прямо от развилки после 2-метрового уступа вверх начинается низкий горизонтальный лаз, быстро расширяющийся в зал. Из зала направо вниз два спуска к длинному озеру глубиной до 1,5 м, которое продолжается сифоном «Циклический» длиной 0,5 м, сечением 0,5×1 м. Что за ним – см. ниже. Над сифоном трещина 0.2×0,5 м, но прохождение не облегчает, т.к. на контакте с поверхностью воды еще уже.

Ход 3. Налево о развилки длинный (20 м) низкий зал с наклонным полом, богатый большими сталагмитами и сталагнатами. В дальнем конце сталагнатами отгорожена камерка, полузанесенная песком. Из зала направо ведут два хода: А и В.

Ход А. Первый начинается от середины зала, далее довольно сложен, и лишь через 10 м расширяется, выходя вниз к озеру глубиной 1 м. Справа в озеро выходит уже описанный сифон «Циклический». Пройдя дальше за озеро, попадаем в широкий наклонный зал с сильными заносами. В нижней части удалось раскопать продлжение, далее заложенное по вертикальной трещине. Через 5 м в нем глубокое озеро, далее уходящее в сифон «Дальний». Диаметр сифона 1 м, длина более 2 м, глубина потолка более 0.7 м.

Ход Б. Другой ход – из дальней части нижнего зала, через 5 м имеет перевал и далее идет круто (35°) вниз, типичное сечение 1,5×1 м. Внизу прямо и налево широкий сифон «Нижний», уходящий круто вниз. В сифоне с уровня воды идет перемычка, на глубине 2,5 м – кончается.
Гидрология
Через 2 дня наблюдений (дождей не было) уровень воды в сифоне "Нижнем" понизился на 1 м, в остальных сифонах не изменился. Еще через 20 дней в «Нижнем» уровень воды упал еще на 0,5 м, а за остальными сифонами не могло открыться существенных продолжений, т.к. ветер остался слабым.
Ра уровне сифона «Нижний» под входом имеются родники (общий дебит 0,2 л/сек), а чуть вниз – все пересохли. Очевидно, они связаны с пещерой.
Сифоны
Дальний
Нижний
Описание сифона "Циклический"
Подныр в большом озере. Сечение хода 0,5х1 м. Над сифоном имеется воздушный проход - трещина сечением 0,2х0,5 м. Можно сказать, что это полусифон, но подныривать всё-равно приходится.
Описание сифона "Узкий" (не пройден до конца)
"На 25-30-м метрах основного хода вправо вниз имеется узкое продолжение с каскадом гуров, кончается узким непроходимым сифоном. "
Описание сифона "Дальний" (не пройден до конца)
"Диаметр сифона 1 м, длина более 2 м, глубина потолка более 0.7 м."
Описание сифона "Нижний" (не пройден до конца)
Сифон широкий, круто уходящий вниз. "В сифоне с уровня воды идет перемычка, на глубине 2,5 м – кончается."
Исследования
История открытия и исследования
Открыта и исследована группой спелеологов МФТИ (рук. Елисеев С.) в 1980 г.
Перспективы исследования
Сифоны «Нижний» и «Дальний» требуют дальнейшего исследования при помощи более современного снаряжения. За сифоном «Дальний» следует ожидать сухого хода.
Категория сложности и спортивно-техническое описание
Категория сложности
Категория уязвимости/доступа
B
Спортивно-техническое описание
Проход к сифону «Нижний» 1 к.с., циклический маршрут в сторону сифона "Дальний» - 2А к.с.