Главная / О пещерах / Искусственные пещеры / О классификации культовых подземелий
О пещерах
  • Естественные пещеры
  • Теория спелеогенеза и критерии для определения генезиса пещер
  • Генетическая классификация пещер
  • Генетические типы вмещающих пород
  • Морфометрия и морфография полостей
  • Типы, генезис и минералогия пещерных отложений
  • Гидрология пещер
  • Сифоны
  • Климат пещер
  • Ветер в пещерах
  • Снег и лед в пещерах (оледенение пещер)
  • Искусственные пещеры
  • О классификации культовых подземелий
  • Спелестологическое районирование
  • Классификация искусственных полостей по назначению
  • Генезис искусственных полостей
  • Пещеры и жизнь
  • Пещерная биота: краткий обзор и методика описания
  • Палеонтологические и археологические исследования в пещерах
  • Пещеры и человек
  • Хозяйственное использование пещер
  • Спортивная спелеология и категории сложности пещер
  • Краткая история исследования пещер в СССР и России
  • Спелеотуристический потенциал пещер
  • Экологические проблемы и уязвимость пещер
  • Природоохранные аспекты пещер
  • Принципы и методика создания заповедных объектов и территорий спелеологического характера (на примере Горного Крыма)
  • Карстоопасность и методы ее оценки
  • Методика описания и исследования
  • О принципах спелеологического районирования в ИПС Пещеры
  • Спелеологическое районирование
  • Кадастровые номера
  • Учет пещер в СССР и России
  • Топографическая съемка. Классы съемки, методика, приборы и оборудование
  • Спортивно-техническое описание (СТО)
  • Справочные материалы
  • Топосъемка пещер - обозначения, официальный перечень UIS.
  • Подборка геологических и карстологических карт России и ближнего зарубежья
  • О классификации культовых подземелий

    Автор: Ю.А. Долотов

    Культовые подземные сооружения, если рассматривать их в рамках классификации искусственных подземных сооружений по их назначению, относятся к классу архитектурных сооружений и созданы для исполнения в них обрядов (культовых и погребальных) [Долотов, 2010]. Иными словами, задача культовых подземелий (как и вообще культовых сооружений) – представление характерной для данного общества трансцеденции в материальном мире.

    Согласно ряду современных концепций, религия – в некотором роде побочный продукт эволюции человеческого мышления [Марков, 2011], особенности которого сделали людей чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям независимо от их рациональности и полезности[1] [Boyer, 2008], а с другой стороны, является полезной адаптацией, развившейся в ходе эволюции (способствуя, например, сплоченности большой группы: сложные обряды и системы ограничений могут играть роль трудно подделываемых сигналов лояльности и готовности к кооперации) [Norenzayan, Shariff, 2008]. Из этого следует сделать вывод, что религиозность – древнейшее свойство подвида Homo sapiens sapiens, развившееся практически одновременно с возникновением современного человека.[2] Наиболее древним из известных следов проведения религиозных ритуалов является пещерное святилище Тсодило в Ботсване, где уже 70 тыс. лет назад люди поклонялись питону [Vogt, 2006]. Первые настоящие рисунки, которые нам известны, были сделаны homo sapiens sapiens в Африке 40 тыс. лет назад, гораздо позже – в Австралии (22 тыс. лет) и в Америке (17 тыс. лет). Однако это были в основном неуклюжие абстрактные орнаменты и стилизованные человечки. Исключением является Европа, где вместе с кроманьонцами 34 тыс. л.н. появилась настоящая живопись, количественное соотношение сюжетов которой и порядок расположения их на стенах пещер подчинены единому канону, единому для всех палеолитических художников Европы [Вишняцкий, 2005]. Определенно можно сказать, что в Европе с момента 34 тыс. л.н. существовали достаточно развитые культы, использующие ЕП как святилища, следами чего являются пещерная живопись и скульптуры.[3]

    Погребальные АС предназначены для захоронения умерших людей; помимо практической потребности избавления от трупов, они служат для исполнения погребальных обрядов, тесно связанных с религиозными культами.

    Погребальные АС подразделяются на склепы – отдельное подземное помещение для погребения; имеет вид камеры, зачастую с недлинным входным коридором, называемым дромосом. От склепов (которые являются одиночными сооружениями) следует отличать катакомбы, строение которых предусматривает систему подземных помещений или галерей, созданную специально для погребений [Сохин, 2002]. Термин некрополь следует относить к совокупности отдельных захоронений [Ирмшер, Йоне, 1989].

    Род культовых АС включает в себя следующие виды (Табл.1).

    Таблица 1 . Виды культовых подземных сооружений.

    Выполняемые обряды

    Принадлежность

    индивидуальные коллективные
    Шаманистские жертвенники и святилища жертвенники и святилища
    инициализационные
    Жреческие   храмы
    крипты
    ризницы
    Монастырские обеты отшельничьи (кельи)
    обетовые
    монастыри
    обетовые
    Погребальные (похороны) склепы катакомбы

    Жертвенники и святилища – сакральные места, предназначенные для личного общения с высшими силами (что более характерно для шаманистских культов) [Матюшин, 2002].

    Святилища. В пещерах-святилищах религиозные обряды производятся непосредственно верующими. Подобные объекты распространены по всему миру.

    Как сказано выше, естественные пещеры (ЕП) использовались для культовых целей уже людьми палеолита, наносившими свои магические рисунки в труднодоступных уголках, и устраивавших в пещерах захоронения как соплеменников, так и животных – пещерных медведя, льва и др. [Кастере, 1974][Борисковский, 1979].[4] Типичными святилищами являются пещеры (естественные и искусственные) Каменной Могилы (Украина), обладающие уникально долгой историей использования – около 15 тыс. лет [Михайлов, 1995]. В Крыму многие карстовые пещеры использовались как святилища (пещеры Змеиная, Красная, Ени-Сала-2, ряд пещер на Чатырдаге, и др.) [Дублянский, Ломаев, 1980]. Одна из пещер в Болгарии фракийцами была посвящена нимфам и оборудована для поклонения им [Слукин, 1991]. Крупные ЕП с древними святилищами в них исследованы на о. Сокотра (Йемен) [Dridi, Goréa, 2003].

    В конце неолита – бронзовом веке широко возводились мегалитические сооружения, в т.ч. дольмены, строения из каменных плит, которые, однако, исходно все были погребены грунтом [Кэлас, 2003], т.е. являлись спелестологическими объектами. Дольмены были первыми монументальными засыпными подземными постройками и использовались в т.ч. как святилища [Шилин, 2005].

    В 40 км от Дублина в местности Бру-на-Бойн на р. Бойн (Ирландия), расположены три огромных неолитических (3 тыс. до н.э.) кургана (Нью-Грандж, Наут, Даут) с подземными галереями, связанными с солнечным культом [Harbison, 1970].

    К святилищам относятся также почитаемые пещеры, преимущественно естественные, которые народная молва связывает с деятельностью святых, религиозными событиями, чудесными свойствами и т.п. Подобные ЕП, почитаемые в рамках народного православия, распространены на северо-западе России [Агапов, 2010]. С доисламского и по настоящее время почитается группа ЕП на склонах массива Чиль-Устун в Ошских горах (Киргизия): Чиль-Устун, Сувли-Кумар и Ашхона, связанные с именем святого Курбан-Ата [Огудин, 2003]. Также в числе почитаемых мусульманами ЕП Благай (Босния и Герцеговина), Дюрк (Дагестан), Аулие-Тас (Казахстан), Соф-Омар (Эфиопия) [Мартынкин, 2013].

    Жертвенники. В жертвенниках осуществляют приношения высшим силам; часто при этом человек не допускается в подземную полость (священные колодцы и т.д.).

    Примером жертвенника может служить искусственно высеченный Турецкий Колодец (Украина), глубиной около 8 м [Артюх, 1998]. В древности крымская карстовая пещера МАН также служила жертвенником: в ее 30-метровый колодец сбрасывали кости жертвенных животных [Дублянский, Ломаев, 1980]. Естественные культовые гроты имеются на о. Сахалине в районе пос. Адо-Тымово; грот Пузи-1 (Адо-Тымово-3), по представлениям нивхов, являлся обиталищем «лесных людей», которым приносились жертвы [Горбунов, 2000]. ЕП Эль-Дуэнде в Дос-Пиласе (Мексика) несколько столетий была местом жертвоприношений, о чем можно судить по керамическим предметам и человеческим костям, плотным слоем устилающим ее пол на довольно протяженном участке [Затерянный мир…, 1997].

    Инициализационные – предназначены для обрядов инициализации, т.е. ритуалов посвящения, создающих условия для перехода из одного социального и/или духовного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц.

    Ряд обрядов и мифов посвящения связан с символикой гротов и пещер, отождествляемых с чревом Матери Земли. Пещеры много значили в доисторических посвящениях [Элиаде, 1999]. Для этой цели обычно использовались ЕП. Наиболее древние следы обрядов инициаций имеются в палеолитических пещерах Западной Европы [Кастере, 1974]. В конце XIX в. Г. Оссовский под большим завалом плит в ЕП Вертеба (Украина) обнаружил около 25 скелетов молодых мужчин; также здесь были найдены предметы культового назначения [Ossowski, 1892]. Предполагалось, что в энеолите пещера была культовым святилищем, а неожиданный обвал свода произошел во время инициации. У племен североамериканских индейцев каждый клан имел свою пещеру, где обитает дух-посвятитель, и в этой пещере происходило посвящение [Элиаде, 1999]. Полуподземный лабиринт Сатунсат в Ошкинтоке (Мексика), по-видимому, использовался для испытания лиц, готовившихся занять важные общественные должности в обществе майя, состоявшее из перехода по темным коридорам [Ривера Дорадо, 1991].

    В привходовом зале ЕП Ана-о-Кеке (о. Рапа-Нуи), стены которого были покрыты рельефами, некогда содержали знатных девушек, чтобы они в темноте стали белее – это требовалось для определенных религиозных церемоний [Хейердал, 2001]. Подобный обычай существовал и на о. Мангарева [Стингл, 1975].[5]

    Храмы (в том числе подземные) предназначены для отправления жреческих ритуалов и характерны для политеистических и монотеистических религий [Матюшин, 2002]. Соответственно храмы отличаются более сложным оформлением и конфигурацией. Иногда помещения подземных храмов сооружались под наземными храмами. Также следует упомянуть храмы-крипты – относительно небольшие по объему подземные храмы, в которых совершались тайные богослужения в основном служителями культов без верующих [Слукин, 1991].

    Пещерные храмы характерны практически для всех религий.

    Пещерные храмы Египта почти все находятся в Верхнем Египте, южнее Асуана. Они достаточно однотипны по устройству – анфилада колонных залов со святилищем в дальней части [Целлар, 1990]. Знаменитые древнеегипетские пещерные храмы находятся в Абу-Симбеле и Дейр-эль-Бахри.

    Хетты поклонялись в пещерах подземному богу, представлявшемуся им в виде меча, и в жертву ему приносили птиц. Самое значительное хеттское святилище Язылыкая устроено в двух ЕП со священным родником. Пещеры были украшены рельефами и перегорожены стенами, впоследствии к ним был пристроен наземный храмовый комплекс, пещерные же пространства были соединены между собой и использовались в ритуальных целях [Маккуин, 1983].

    В древнем Урарту искусственные подземные сооружения настолько почитались в строительной практике, что урарты имели специального бога подземелий – Аириани. Распространенным типом подземных сооружений в Урарту были скальные храмы значительных по величине объемов (Большая Ванская Пещера, Ичкала, Топpax-Кале, Нафткую и др.). Особенностями этих храмов являлись сравнительно небольшой центральный объем, боковые объемы в виде камер, элементы крупной функциональной пластики на хорошо обработанной поверхности стен, плоские потолки, лестничные подходы. Наиболее характерный представитель урартских пещерных храмов – храм Большая Ванская Пещера, состоящий из центрального зала размером 6,5х10,5х3,5 м, к которому примыкают ритуальные помещения размером примерно 4х4 м [Всемирная история..., 1970][Слукин, 1991].

    Иудейские молельные дома (синагоги) иногда размещаются ниже уровня земли (в углублениях, полупогруженные в землю или в подземных полостях), часто по причине враждебного отношения властей и окружающего населения.

    Пещера Илии (Элиши), расположенная в окрестностях г. Хайфы на гр. Кармель (Израиль), является одной из самых священных пещер в Святой Земле, т.к. в ней по преданию в IX в. до н.э. жил пророк Илия. Эта ЕП, представляющая собой искусственно обработанный зал, используется сейчас как синагога и место поклонения верующих [Ovadiah, Pierri, 2012]. В Иерусалиме вдоль склона Храмовой горы проложен тоннель Западной Стены, в 46 м от входа он вскрывает т.н. "Ворота Уоррена", от которых можно подняться в огромную цистерну. До крестовых походов в этом помещении находилась синагога, называвшаяся Пещера. Ее обустроили приверженцы древней легенды, согласно которой Ковчег Завета не был уничтожен вместе с Храмом, а был спрятан в пещерах под Храмовой горой. Иудеи собирались в Пещере с верой, что присутствуют рядом с местонахождением Ковчега Завета. Ныне здесь вновь действует синагога [Wiemers, 2010]. Поблизости от катакомб Сан-Себастьяно в Риме (Италия) расположены еврейские катакомбы и подземная синагога.[6] Первым молельным домом общины крымских караимов[7] в Гезлёве (ныне Евпатории) (Крым) служила пещерная синагога, где они отправляли богослужения, не имея дозволения производить их при дневном освещении. Эта синагога существовала еще в начале XIX в. [Спасский, 1850].

    Поклонение божествам подземного мира в древней Греции привело к появлению своеобразных подземных храмов. Вероятно, что в греческом мире существовали определенные традиции, связанные с подземным храмовым строительством. Одна из пещер на афинском акрополе была посвящена богу лесов и рощ Пану. Богу Аполлону посвящались обряды, проводимые в специальном подземном храме Аполлона Гилата близ г. Пафос на Кипре.[8] Этот храм имеет вид двух связанных между собой помещений, одно из которых прямоугольное в плане со сводчатым потолком, второе – круглое в плане с купольным потолком [Слукин, 1991]. Храм Асклепия в Пергаме сооружен открытым способом в IV в. до н.э. и включает в себя два тоннеля, длиной по 50 м и зал с пятиметровыми опорными колоннами [Горная Энциклопедия..., 1989: Подземные сооружения].

    С культом подземных богов у древних римлян было связано поклонение богам Вейовису и Консу. Римляне чтили Луперка, бога стад, храм-пещера которого находилась на Палатинском холме в Риме. Консу был посвящен подземный алтарь, находившийся в Риме посреди Большого цирка. Среди римских богов загробного мира выделялись такая группа божеств, как маны. Им была предназначено жилище на Палатинском холме – особой формы яма, которая закрывалась камнем. Три раза в год яма открывалась, чтобы маны могли вылететь, а затем снова возвратиться в свое постоянное подземное жилище. В первых веках н.э. в Римской империи получил распространение культ Митры, который предусматривал исполнение религиозных обрядов в глубокой тайне, что достигалось их проведением в пещерных или специально устроенных в земле святилищах [Слукин, 1991].

    С 1-го тыс. до н.э. строились индуистские и буддийские пещерные храмы в Индии. Индийский пещерный храм (чайтья) отличается прямоугольным в плане объемом, разделенным двумя рядами колонн на три нефа. Одним из древних цельновырубленных в базальте храмов (IV-II вв. до н.э.) является скальный храм в штате Бихар. Потолок его имеет сводчатую структуру, а внутреннее пространство украшено скульптурой настенной живописью. Один из известных своими скульптурами пещерный храм в Эллоре имеет длину 30 м, ширина – 20 м, высота – 5 м. Пещерный скальный храм близ Катары на о. Сальсете обладает сопоставимыми размерами: длинe 30 м, ширину – 11 м, высоту – 7,7 м [Слукин, 1991]. В штате Джамму и Кашмир (Индия) расположена известная ЕП Амарна, используемая как индуистский храм [Gebauer, 2005]. В 1891 г. в Храмовой пещере системы связанных известняковых карстовых ЕП Бату в 13 км к северу от Куала-Лумпура (Малайзия) был создан индуистский храм Субраманья [Шанин, Дубянская, 2006].

    Пещерные храмы создавались в Паганском государстве (Мьянма) [Слукин, 1991].

    В Китае подземные храмы сооружались уже во 2–1-м тыс. до н.э. [Слукин, 1991].

    Примером засыпного сооружения является храм Соккурам, сооруженный на склоне гр. Тхохамсан (Корея) в VIII в. Храм был построен из гранитных блоков, украшен архитектурно-скульптурными элементами и засыпан грунтом [Всемирная история…, 1971].

    В Японии есть синтоистские пещерные храмы, созданные как с использованием ЕП, так и горной проходкой, и засыпкой [Шилин, 2005]: храм Угафуку, храм богини женской красоты и богатства – Бендзайтэн в Камакура и др. 

    Цивилизация инков оставила после себя ряд подземных храмов. В Тиуанако (Боливия) под землей найден храм, представляющий собой вытянутый объем, выложенный каменной кладкой. Близ г. Ламбаеке (Перу) известен подземный храм, прямоугольный в плане, с пологими сводами, поддерживающиеся 24 колоннами [Слукин, 1991].

    В Центральной Америке освоение подземного пространства начали, по-видимому, еще ольмеки, оборудовавшие для культовых целей карстовые пещеры. Они вырезали скульптуры из известковых натеков, выкладывали внутренние стены, высекали лестницы, выемки и рельефы. Такие пещеры исследованы в районе Петен (Гватемала) [Горбунова, Максимович, 1972][Сифр, 1985]. Майя продолжили работы в ЕП Юкатана, в т.ч. и в пещерах Петена [Chládek, 2011].

    Последние исследования Дж. Брэди показали, что подземные сооружения и пещеры являлись центром верований и культов древних майя. В центре каждого, даже мелкого, поселения находилась культовая пещера, высеченная или выкопанная в грунте: помимо святилищ в ЕП, майя вырубили в святых местах множество культовых пещер [Brady, Ashmore, 1999][Brady, Prufer, 2005].

    Североамериканские индейцы создавали подземные и полуподземные храмы кива. Обычно это круглые или прямоугольные ямы глубиной до 3 м и диаметром 4…25 м, перекрытые сверху. Помещение кива предназначалось для проведения тайных ритуальных собраний [Слукин, 1991]. Большая Кива в Чако Каньоне имеет круглую форму и диаметр 19,2 м. Внутреннее помещение окружено внешним кольцом из расположенных по кругу 14 подземных помещений, одно из которых является входом в киву [Керам, 1979].

    В Азии чрезвычайно распространены буддийские пещерные храмы. Например, в монастыре Лори (Мустанг) храм устроен в большой ЕП, стены которой оштукатурены и разрисованы, а посредине пещеры построен чортен (ритуальное сооружение), занимавший почти весь свободный объем полости [Пессель, 1978]. Лунмэнь (Лонгмен) – один из крупнейших в Китае комплексов буддийских пещерных храмов в пров. Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, созданных в V-IX вв. [McNair, 2007]. В Ханьчжоу (пров. Чжэцзян) находится буддийский храм Лининь. Здесь в скальных стенах грота Циньлиндун в X в. вырезаны скульптурные композиции, в основном посвященные будде Амидисту [Зола, 2003]. Пещерный храм в гр. Тяньлуншань близ Тайюаня устроен в VI в. [Большая Советская…, 1973: Китай].

    Многочисленны примеры христианских подземных храмов, особо характерных для православия. В Египте есть храмы-крипты, связанные с христианскими коптскими церквами первых вв. н.э. В местечке Тель аль-Бандриа в развалинах коптского храма найдены подземные часовни, украшенные христианской символикой. В Каире под коптской церковью Аль-Муаллака, построенной в IV–V вв. н.э. на месте древнеримских укреплений, обнаружено тайные помещение, в котором проходили богослужения. [Слукин, 1991]. В Вене при прокладке метрополитена под площадью Стефанплац была обнаружена крипта древней часовни св. Виргилии (XIII в.): сводчатое помещение высотой 13,3 м и площадью 140 м.кв., своды которого сложены из известняковых блоков [Келемен, Вайда, 1985].

    В Эфиопии в Лалибеле в XII-ХIII вв. возводится комплекс из 11 вырезанных из туфового грунта скальных храмов Лалибелы (с соединяющими их подземными ходами, тайниками и убежищами) [Кулик, 1988]. Лалибела практически не имеет аналогов, схожие по принципу сооружения храмы есть только в Индии [Бэшем, 1977].

    Многие тысячи пещерных храмов вырыты в туфовых отложениях Каппадокии; наиболее известны скальные церкви в дол. Ихлара (Эгриташ, Кокар, Пюренли Сэки, Каранлык, Агачалты, Сюмбюлю, Йыланлы, Кирм Дамалти или Св. Георгия, Бахаттин Самаклыгы и т.д.), округи Гереме (Св. Василия, Св. Варвары, Алмалы, Йиланлы, Каранлык, Токалы, Св. Иоанна, Эль-Назар и т.д.), Чавушина (Никифора Фоки, Иоанна Крестителя).

    В России наиболее богата пещерными храмами Воронежская обл., в частности здесь можно посетить пещеру-храм Ухо (длиной 202 м) у с. Селявное [Гунько, Степкин и др., 2014], пещерные храмы Костомаровского скита у с. Костомарово – Костомаровская-3 (Собор Спаса Христова с храмами Спаса Нерукотворного и Веры, Надежды, Любви, протяженностью 278 м без учета небольшого отгороженного участка длиной около 20 м) и Костомаровская-7 (Храм Серафима Саровского, длиной 85 м) [Гунько, 2011] и др.

    Как пример исламской культовой архитектуры можно привести Устюрт (Казахстан), где существуют десятки искусственных культовых пещер-мечетей, часто разработанных на месте карстовых ЕП: Суруле, Султанапа, Унгаза, Капам, Шапаната и др. [Потапова, 1974].

    Церемониальные подземелья имели масоны. Непременным деталью массонского парка была ротонда, из которой шел подземный ход в грот. Во дворце в парке Бажантарния (позднее Наталин) (Варшава, Польша) был сооружен овальный подземный зал для «дионисиевских мистерий» [Свирида, 1994]. Вообще масонские святилища обычно имели ротондообразный облик, характеризуясь круглым или овальным планом. В 1913 г. в районе Малой Кисловки (Москва) произошло обрушение только что построенного 7-этажного дома. Расследованием было установлено, что под фундаментом на глубине около 2 м находилось подземное помещение в виде обложенной камнем сводчатой ротонды. Вблизи этого участка в XVIII в. находилось здание масонских лож, которое, по-видимому, было связано с ротондой подземны ходом [Слукин, 1991].

    Ходы-крипты. Подземные ходы, в т.ч. с камерами, во-первых, подхрамовые, которые сооружались под зданиями наземных храмов и иногда имели опосредованное культовое значение, часто неся дополнительные хозяйственные, оборонительные и иные функции; во-вторых, не связанные с наземными объектами, но несущие культовую функцию.

    Подземные лабиринты неясного назначения известны уже в древнейших храмах.

    Под древним храмом в дер. Тель-Брак (Сирия), датируемым 2-м тыс. до н.э., располагалась система ходов, коридоров и небольших помещений [Брентьес, 1976]. В Чавин-де-Уантар, культовом центре цивилизации чавин (XII–I вв. до н.э.), лежащем в долине р. Мосна в Андах на высоте 3170 м (регион Анкаш, Перу), известен лабиринт галерей двух типов – офендес, конструкционных полостей в виде коридоров с боковыми комнатами, заложенных в массиве кладки храмов, и рокас, узких кривых подземных ходов, укрепленных камнем и уходящих далеко за пределы храма; второй тип галерей, по-видимому, древнее самого храмового комплекса [Березкин, 1977]. Подземные лабиринты Саксауамана (своеобразного храма-крепости инков) были настолько сложны и запутаны, что воины-инки, чтобы не заблудиться в них, использовали разноцветные нити [Инка де ла Вега, 1974]. Целая сеть подземных галерей была обнаружена в Саксауамане при археологических раскопках в 1986 г. [Слукин, 1991].

    При синагогах устраивались подземные бани для ритуальных омовений (миквы), известные, например, в Иерусалиме, Вормсе, Мангупе [Герцен, 2013].

    Крипты характерны и для христианских храмов. Возможно, что это традиция повторения устройства храма Благовещения в Назарете (Палестина), где существует подземный ход к пещере, в которой Мария скрывалась с новорожденным Иисусом. В Каире под коптской церковью Аль-Муаллака, построенной в IV—V вв. н.э., обнаружено тайное помещение с подземным коридором, в котором проходили богослужения. Успенский Собор в Киево-Печерской Лавре (Киев) имел 11 разновозрастных подземных ходов [Слукин, 1991]. В г. Сорочинске (Оренбургская обл.) при строительстве храма Михаила Архангела в конце XIX - начале XX вв. в храмовом сооружении устраиваются не только два мощных подземных зала, но и тайные подземные ходы [Шумеев, 2005].

    Сакральные хранилища (ризницы) – помещения для хранения предметов культа и культовых ценностей, во-первых, практические (для используемых в религиозных ритуалах одежды, инвентаря и т.д.), и, во-вторых, сакральные (для предметов культа).

    Подземные сооружения Древнего Египта предназначались в т.ч. для хранения мумий священных животных: быков, кошек, крокодилов, ибисов. В Гермополисе сохранился гигантский подземный лабиринт 2-го тыс. до н.э., состоящий из тоннелей, коридоров и камер, который занимает площадь в несколько десятков гектаров. В стенах всех подземных помещений были выбиты глубокие ниши-камеры, в которых помещались мумии священных ибисов. Сложный многокамерный и многотоннельный лабиринт представлял и погребальный комплекс священных быков Серапиум в Саккара. В подземных сооружениях Саксауамана (Перу) находились тайные камеры, где хранились сокровища, военное снаряжение, предметы культа [Слукин, 1991]. В середине IX в. в Тибете имели место гонения на буддизм, поэтому многие священные буддийские тексты были спрятаны в пещерах и обнаружены вновь через несколько столетий [Берзин, 1992]. Рядом с пещерным храмом Трех Всадников в Эски-Кермене (Крым) высечена небольшая пещера, которую можно интерпретировать как ризницу [Могаричев, 1997].

    Интересное сооружение построено мормонами (Церковью Иисуса Христа Святых последних дней) в 1958-1965 гг. в 50 км к югу от Солт-Лейк Сити в районе Литл Коттонвуд Каньон для хранения архивной информации о всех когда-либо живших людях (необходимость сбора которой связана с храмовыми обрядами мормонов и их учением о спасении). Это так называемое Хранилище Гранитной Горы, тоннели которого заложены (вопреки названию) в монцонитовой скале на глубине более 200 м, что позволяет ему выдержать прямое попадание атомной бомбы [Lund, 1990]. На начало 2006 г. здесь хранилось 2,4 млн. рулонов микрофильмов копий документов [Hart, 2006]. Сильно защищенными подземными бункерами с 1980-х гг. обладает также Церковь Сайентологии: т.н. База Трементина находится возле г. Трементина (Нью-Мексико), еще два бункера расположены в Калифорнии, возле гг. Петролина и Крестон. В тоннелях этих бункеров хранятся священные тексты и реликвии сайентологии [Sharpe, 1994].

    Монастыри. Ю. Шевченко [Шевченко, 2000] на материале христианских памятников выделяет три разновидности монастырских подземных сооружений. Во-первых, это полисная святыня, возникшая в лабиринтах и подземельях гробниц фараонов и заупокойных храмов Египта, использовавшихся основателями христианского монашества и представляющих собой лабиринт сооружений разнообразного назначения: здесь жили (в кельях), молились (в церквях) и обретали последнее пристанище (в локулах). Во-вторых, катакомбная святыня, функционально соответствующая комплексам катакомб Рима, где располагались раннехристианские храмы и кладбища, но неизвестны келии – комплекс включает в себя храм и некрополь, но не используется для жилья. Нам представляется, что обе эти разновидности можно объединить в вид подземных монастырей.[9]

    Подземные монастыри от прочих культовых пещер отличаются полифункциональностью назначения, связанной с большей сложностью организации монастырской жизни в сравнении с процессом храмового богослужения, т.е. наличием в их комплексе помещений различного назначения: храмов, некрополей, жилых (в т.ч. хозяйственных), структурно разделенных. Следует также отличать пещерные монастыри, состоящие из отдельных подземных полостей различного назначения.

    Первыми, в IV–III вв. до н.э., свои подземные монастыри (вихары) начали создавать буддисты и индуисты в Индии [Бэшем, 1977]; на рубеже тысячелетий создание подземных буддийских монастырей распространилось на территории Китая и Средней Азии – Дуньхуан (Могао), Бамиан, Кара-Тепе и др. [Дублянский, 2000].

    Характерным примером является буддийский пещерный монастырь кушанского времени (I—II вв.) в Кара-Тепе в Термезе (Узбекистан), включающий более десятка помещений наземных, пещерных и подземных [Слукин, 1991].

    В Центральной Азии в раннем средневековье помимо буддийских пещерных монастырей существовали и христианские (несторианские), и манихейские пещерные обители [Глаудинова, 2014].

    Христианские пещерные монастыри возникли уже в III-IV вв., когда, возможно под влиянием сурового климата Египетской, Синайской, Иудейской пустынь началось спонтанное заселение пещер анахоретами-первомонахами, а к V-VI вв. в ряде регионов уже существуют разнообразные монастырские комплексы, монахи которых сознательно выбирают для себя пещеры естественные и искусственные в качестве места жительства, уединения и т.п. До VII в. наиважнейшим центром христианской монашеской жизни были монастыри Египта и Палестины. В пустыне, прилегающей к Мертвому морю, особо прославленными были обители, основанные св. Саввой Освященным и его учениками. Все эти монастыри имели в своем составе равно наземные и пещерные келии и, по-видимому, именно отсюда традиции пещерничества были распространены и в другие регионы, ставшие впоследствии не менее значимыми, – в Каппадокию, Закавказье, на Балканы [Бобровский, 2010].

    Ко временам иконоборчества относится основание подземных монастырей на окраиннах Византийской Империи. Этим периодом могут, по некоторым предположениям, датироваться наиболее ранние подземные культовые памятники в Крыму. К наиболее раннему этапу постиконоборческого времени относятся Варяжские пещеры, соединяющиеся с Дальними пещерами Киево-Печерского монастыря и Болдиногорские пещеры в Чернигове. Продолжается строительство подземных монастырей и в XI-XII вв. в Киеве, Чернигове, а в более позднее время – Святогорский монастырь на Северском Донце, Дивногорский на Дону, Вознесенско-Печерский на Волге, Псково-Печерский и др. К поздним этапам постиконоборческого периода относится новая волна строительства на Балканах. В эпоху перехода к высокому средневековью создаются подземные монастыри на Кавказе (Вардзия, Давид-Гареджи и др. в Грузии; Гехард в Армении) [Шевченко, 2000].

    Много пещерных монастырей есть в разных районах Эфиопии: Дэбрэ-Дамо на плато Тигре, основанный в середине 1-го тыс., с подземными галереями и сакральными пещерами [Долганов, 1897]; Мэдханэ-Алем, конца X или начала XI в. [Бакстон, 2002], монастырские пещеры в дол. Тэкезе близ от Лалибелы [Кулик, 1988], и другие.

    Крупнейшие пещерные монастыри России расположены в Воронежской обл.

    Большую известность имеют крупные пещеры Дивногорья – Большие Дивы, или Успения Сицилийской Божьей Матери (300 м длиной) и Малые Дивы, или Рождества Иоанна Предтечи (352 м длиной) [Гунько, 2011], представляющие собой крупные монастырские комплексы в окрестностях Успенского Дивногорского монастыря. Время их создания неясно.

    Белогорская пещера, расположенная около с. Белогорье, копалась с конца XVIII в. и послужила основой Воскресенско-Белогорского монастыря. Сейчас ее длина 985 м. В г. Калач в большом меловом останце заложена крупная Калачеевская пещера, сложная система ходов которой ныне достигает 892 м в длину. В пещере имеются уникальные граффити и помещения, не имеющие прямых аналогий с другими подземными памятниками Дона [Степкин, 2004][Гунько, Степкин и др., 2014].

    Разновидность катакомбных святынь (по Ю. Шевченко) в России представлена пещерным Псково-Печерским Монастырем (включающем подземные храм и кладбище) [Агапов, 2010].

    Пещеры отшельников. Жилища анахоретов, уединенные, обычно отдельные полости, часто предшествующие основанию монастыря. Иногда отшельничьи кельи могли быть включены в комплекс подземного монастыря (пещеры Киево-Печерской Лавры), но обособлены от монастырской киновии (общежития).

    В ряде течений тибетского буддизма (бон, практика дзогчен школы ньингма, и др.) используется темный ретрит, т.е. духовные практики, осуществляемые в темноте и одиночестве, обычно в пещерах. Подобные практики характерны для большинства религий [Chia, 2002], в т.ч. и христианской.

    Опыт отшельничества в ЕП Хира близ Мекки имел и основатель ислама пророк Мухаммед [Мартынкин, 2013]. В самаркандском ансамбле Шахи-Зинда (Узбекистан) среди мавзолеев и мечетей располагались чилляханы: полуподземные и подземные камеры, в которых праведники проводили сорокадневный пост [Слукин, 1991].

    На Святом острове Валаама расположены пещеры Святого Александра Свирского [Шевченко, 2000][Брянчанинов, 1993] и Сергия и Германа [Епатко, 2000] имеющие в основе своей ЕП.

    Ископаны были пещеры Антония Печерского в Любече, пещера Федора и Иоанна на Аскольдовой Могиле в Киеве [Шевченко, 2000] и др.

    В Тверской обл. Савватий Савватьевский (Тверской) в начале XV в. соорудил себе пещеру на месте современного с. Савватеево, которая представляла собой нечто вроде землянки в насыпном кургане [Плетнев, 1903].

    Обетовые. Копались по религиозному обету ради самого процесса копания.

    К таким пещерам частично относятся участки Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры, выкопанные непосредственно Антонием [сообщение Т.А. Бобровского] и, также, частично пещера Берлюка в Московской обл. [сообщение И.Ю. Прокофьева].

    Склепы. По своему устройству склепы делятся на устроенные в ЕП, ямные, грунтовые и курганные. Грунтовые склепы изначально сооружались под землёй (экскавационные АС), в то время как курганные представляют собой гробницу с впоследствии насыпанным покрывающим курганом (засыпные АС).

    Древнейшей формой использования подземных полостей для погребения было захоронение тел в ЕП. Палеолитические погребения в ЕП находят по всему миру. Тела погребались как в естественных углублениях, так и в вырытых могилах. Позднее для этого стали использовать специальные помещения и ниши [Шилин, 2005]. Так, в пещере Нах Тунич (Гватемала) обнаружены ниши прямоугольного сечения, которые служили гробницами [Откладывать нельзя..., 1988].

    Погребения XVIII–XIV вв. до н.э. на хеттском кладбище в Богазкёе (Турция) помещались в естественных расщелинах и гротах [Маккуин, 1983].

    Массовые пещерные погребения 1 тыс. до н.э. – 1 тыс н.э. известны в Крыму (Туак, Бинбаш-Коба, Сюндюрлю-Коба, Кизил-Коба и др.). В ЕП Каймос погребено более 130 человек [Савеля, 2013]. Обычай захоронения в пещерах, естественных и искусственных, был весьма распространен на Северном Кавказе, где сохранилось множество пещерных некрополей [Минаева, 1965][Минаева, 1971]. В северной части Гренландии находится ЕП, где в XIII в. существовал целый погребальный комплекс [Слукин, 1991].

    Ямные захоронения обычно не оставляют после себя полости. Однако иногда ямная могила организовывалась таким образом, что формировалась полость, сохранявшаяся в течение разных периодов времени, которую мы называем ямным склепом. Например, это достигалось перекрытием могилы плитой или настилом. На Ближнем Востоке известны ямные погребения, в которых для погребения тел использовались большие кувшины типа пифосов, которые устанавливались в яму и зарывались [Слукин, 1991].

    Первоначально грунтовый склеп – «дом мертвых» – планировался и строился аналогично «дому живых». Так устроены и этрусские подземные погребальные сооружения, и пещеры-гробницы в Палестине, и древнегреческие склепы, и погребальные пещеры-склепы Крыма и Кавказа [Шевченко, 2000]. Иногда ряд подземных камерных захоронений соединен грабительскими лазами, и образует целую систему (например, в Керчи) [Сохин, 2002]. В Средиземноморье пещерные склепы широко использовались на протяжении большей части истории, по крайней мере с 4-го тыс. до н.э. (гхассульская культура) по н.э. включительно [Антонова, 1990].

    Единственное известное хеттское захоронение, которое можно предположительно отнести к царским, находится в Гявуркале, около д. Дерекёй в 60 км к юго-западу от Анкары. Оно представляет собой давно ограбленное погребальное помещение площадью 4x3 м [Маккуин, 1983].

    Особым видом склепов являются бутылевидные полости некрополей на полуострове Паракас (Перу). Входная яма глубиной около 1 м, облицованная камнем, ниже переходит в узкий вертикальный лаз наподобие колодца, который на глубине примерно 6 м расширяется в камеру. В этой камере рядами укладывались мумии. Входная яма закрывалась сверху плитой, и насыпался небольшой холмик [Слукин, 1991].

    Этрусские некрополи в основном они состоят из склепов с дромосами, обычно их площадь до 10 м.кв., а длина дромосов – 5-6 м. Наиболее крупные погребальные камеры достигают размера 8,7х3,3 м, а длина дромосов – 15 м [Слукин, 1991]. Этруские склепы отличались богатым и тщательным архитектурным оформлением, что говорит о большом внимании к посмертному существованию [Мавлеев, 1988]

    Дольмены, засыпанные грунтом, часто служили семейными усыпальницами (склепами) [Шилин, 2005]. Также для захоронений использовались курганы, достигавшие грандиозных размеров, например, в Малой Азии.

    Цари Фригии сооружали большие погребальные курганы, т.н. тумулюсы, насыпая их над погребальными камерами. Возле фригийской столицы Гордиона (Турция) известно около ста таких погребений с богатым инвентарем, датируемым преимущественно VIII–VI вв. до н.э. Погребальные камеры тумулюсов были выстроены из дерева и изобиловали фрагментами деревянной мебели [Körte, Körte, 1904][Young, 1981]. Т.н. Курган Мидаса, или Большой Тумулюс, является наибольшим погребальным холмом в Гордионе, имеющим ныне высоту 53 м и диаметр около 300 м [Simpson, 1990][McGovern, Glusker и др., 1999].[10]

    Примером курганных склепов в Крыму могут служить известные керченские курганы Царский и Мелек-Чесменский, а также склеп Деметры, заложенный в насыпном грунте.

    Катакомбы. Катакомбы могут достигать огромных размеров.

    Древние египтяне крайне серьезно относились к своему существованию после смерти. У них имелись технические приемы (бальзамирование, «Книга Мертвых» – инструкция по перемещению в загробном мире, гробницы-«дома мертвых») для организации своего существования после смерти. Прослеживаются следующие основные периоды строительства подземных гробниц фараонов: первоначально, во времена Древнего Царства, захоронения производились в шахтах с погребальной камерой, над которой возводилась заупокойный храм или платформа-мастаба; позднее (во времена Древнего и Среднего Царств), как развитие этого метода, стали возводиться пирамиды с подземными галереями, лабиринтами и камерами в толще каменной кладки, под пирамидой и вокруг нее. В эпоху Нового Царства строились полностью подземные гробницы больших размеров и сложности, хотя такой способ захоронения был распространен среди остальных слоев египетского населения и раньше [Целлар, 1990]. Большинство пещерных гробниц построено по единой схеме: в погребальную камеру ведут три последовательных коридора, к которым примыкали небольшие камеры [Церен, 1966]. Крупнейшие из них состоят из десятков залов. Рядом с гробницами фараонов, либо в своих владениях сооружала собственные подземные склепы знать. Они меньше царских гробниц по размерам, но практически не уступают им по исполнению и убранству; известны сотни таких сооружений во всех районах Египта [Целлар, 1990]. Строительство катакомб продолжились в Египте и в греко-римскую эпоху, когда был построен погребальный комплекс Ком-эль-Шугаф в Александрии, представлявший собой сложный многоярусный лабиринт [Слукин, 1991].

    В районе Сард (Турция) лежит курганное кладбище Бинтепе, насчитывающее около 90 курганов, усыпальница лидийских царей. Карниярик или Гробница Гига – один из трех крупнейших курганов, считается местом погребения лидийского царя Гига (Гигеса). Внутри кургана диаметром 230 м скрыт сложный комплекс ходов и помещений, сложенных из двухметровых известняковых блоков. Уже в наше время холм Гига, который по объему больше пирамиды Хеопса, разбурили скважинами, но усыпальница Гига и его сокровища так и остались ненайденным [Hanfmann, Mierse и др., 1983].

    Знаменитая гробница Цинь Шихуанди в Китае построена методом засыпки. Её комплекс занимает площадь 56 км.кв., а в строительстве принимало участие до 700 тыс. человек. С 1974 г., когда гробницу случайно обнаружили, здесь открыто более 400 подземных галерей, заставленных терракотовыми скульптурами воинов, чиновников, крестьян и т.д.; известны 61 ложные гробницы, но само погребение Цинь Шихуанди пока не найдено [Грудинкин, 2002].

    Гробницы в Китае имели по нескольку камер, иногда более десяти, но камеры представляли собой большие зальные помещения,[11] имитировавшие наземные дворцовые помещения. Подземные погребальные комплексы близ Ванду (пров. Хэбэй) и так называемые Дворцы Долголетия в пригороде Пекина (Шисаньлин), построенные в начале IV в., представляют собой анфиладу сооруженных по одной оси залов с боковыми симметричными ответвлениями. Принцип крупных объемов и симметричной планировки отличает погребальные сооружения Китая и прослеживается на протяжении многих веков. Документы свидетельствуют, что погребальные комплексы в Китае выполнялись по чертежам, возможно, стандартизированным [Слукин, 1991]. Катакомбы в виде объемных тоннелей известны в центральной Японии, где в V-VI вв. в них погребали вождей кланов [Слукин, 1991].

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Агапов И.А. Использование природных пещер в культовых целях на территории северо-запада России // Спелеология и спелестология: развитие и взаимодействие наук. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Набережные Челны: НГПИ, 2010: 334-339.
    2. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. – М.: Наука, 1990.
    3. Артюх В. Археологические памятники в гротах и пещерах долины Днестра // Свет. 1998. №1: 33-36.
    4. Бакстон Д. Абиссинцы. Потомки царя Соломона. – М., 2002.
    5. Березкин Ю.Е. Древнейшая цивилизация Южной Америки // Природа. 1977. №9: 96-107.
    6. Берзин А. Тибетский буддизм: История и перспективы развития. Ч.3. – М.: Традиционная медицина, 1992.
    7. Бобровский Т.А. Пещерные монастыри на территории Украины // Спелеология и спелестология: развитие и взаимодействие наук. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Набережные Челны: НГПИ, 2010: 261-272.
    8. Большая Советская Энциклопедия. Т.12. – М.: Советская Энциклопедия, 1973.
    9. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – М.: Наука, 1979.
    10. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. – М.: Наука, 1976.
    11. Брянчанинов И. Аскетические опыты. Т.1. – М.: Правило веры, 1993.
    12. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Наука, 1977.
    13. Вишняцкий Л.Б. Введение в преисторию. – Кишинев: Высшая Антропологическая Школа, 2005.
    14. Всемирная история архитектуры. Т.1. – М.: Стройиздат, 1970.
    15. Всемирная история архитектуры. Т.9. – Л.-М.: Стройиздат, 1971.
    16. Герцен А.Г. Мангупская миква // Сакральное пространство пещеры. Тезисы докладов и сообщений VII Международной научной конференции по Церковной археологии. (Севастополь, 8-14 сентября 2013 г.). – Севастополь, 2013: 15-16.
    17. Глаудинова М.Б. Пещерные монастыри Центральной Азии // Христианские пещерные комплексы Восточной Европы: тезисы международной научно-практической конференции (24-27 апреля 2014, Дивногорье, Воронежская обл., Россия). – Воронеж: Истоки, 2014: 23.
    18. Горбунов С.В. Археологические памятники Тымовского района // Вестник Сахалинского музея. Вып.7. – Южно-Сахалинск: СОКМ, 2000: 264–285.
    19. Горбунова К.А., Максимович Е.Г. Пещеры Гватемалы // Пещеры. Вып. 12-13. – Пермь: ПГУ, 1972: 100-105.
    20. Горная Энциклопедия. Т.4. – М.: Советская Энциклопедия, 1989.
    21. Грудинкин А. Другая античность Китая // Знание – сила. 2002. №10: 91-96.
    22. Гунько А.А. Результаты морфометрических исследований некоторых пещер Среднего Дона // Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси. Материалы международной научно-практической конференции, прошедшей в г. Саранске 28-30 сентября 2011 года. – Саранск, 2011: 44-46.
    23. Гунько А.А., Степкин В.В., Кондратьева С.К., Леонтьев М.В. Новые данные о культовых пещерах Дона по материалам исследований 2012-2013 гг. // Христианские пещерные комплексы Восточной Европы: тезисы международной научно-практической конференции (24-27 апреля 2014, Дивногорье, Воронежская обл., Россия). – Воронеж: Истоки, 2014: 10-11.
    24. Долганов Е.Е. Очерки быта, культуры, религии и общественной жизни Эфиопского (Абиссинского) народа. – Сергиев Посад, 1897.
    25. Долотов Ю.А. Типология спелестологических объектов // Спелеология и спелестология: развитие и взаимодействие наук. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Набережные Челны: НГПИ, 2010: 236-250.
    26. Дублянский В.Н. Занимательная спелеология. – Пермь: Урал ЛТД, 2000.
    27. Дублянский В.Н., Ломаев А.А. Карстовые пещеры Украины. – Киев: Наукова думка, 1980.
    28. Епатко А. Туда, где Валаама берег // Путешествие Вокруг Света. 2000. №3: 48-56.
    29. Затерянный мир майя. – М.: ТЕРРА, 1997
    30. Зола А. Китай. – М.: Астрель; АСТ, 2003.
    31. Инка де ла Вега Г. История государства инков. – Л.: Наука, 1974.
    32. Ирмшер Й., Йоне Р. Словарь античности. – М.: Прогресс, 1989.
    33. Караи (крымские караимы): История, культура, святыни. – Симферополь, 2000.
    34. Кастере Н. Моя жизнь под землей. – М.: Мысль, 1974.
    35. Келемен Я., Вайда Э. Город под землей. – М.: Стройиздат, 1985.
    36. Керам К.В. Первый американец: Загадка индейцев доколумбовой эпохи. – М.: Прогресс, 1979.
    37. Кулик С.Ф. Черный Феникс: Африканские сафари. – М.: Мысль, 1988.
    38. Кэлас Л. Мегалитические памятники Европы // История человечества. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации. – М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003: 630-649.
    39. Мавлеев Е.В. Гибель этрусков // Природа. 1988. №8: 60-71.
    40. Маккуин Дж.Г. Хетты и их современники в Малой Азии. – М.: Наука, 1983.
    41. Марков А. Эволюция человека. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа. – М.: Астрель – CORPUS, 2011.
    42. Мартынкин А.В. Пещеры в исламе // Сакральное пространство пещеры. Тезисы докладов и сообщений VII Международной научной конференции по Церковной археологии. (Севастополь, 8-14 сентября 2013 г.). – Севастополь, 2013: 26-28.
    43. Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций. – М.: АСТ Пресс, 2002.
    44. Минаева Т. М. Новый вид погребальных сооружений в бассейне Верхней Кубани // Материалы сессии, посвященной итогам археологических и этнографических исследований 1964 г. – Баку, 1965: 136-137.
    45. Минаева Т.М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1971.
    46. Михайлов Б. Кам’яна Могила як архiвне джерело до первiсної iсторiї Украiни // Скелi й печери в iсторiї та культурi стародавнього населення України. (Львiв, 2-3 лютого 1995 р.). – Львов, 1995: 56-59.
    47. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь: Таврия, 1997.
    48. Огудин В.Л. Культ пещер в народном исламе // Этнографическое обозрение. 2003. №1: 69-86.
    49. Откладывать нельзя... // Знание – сила. 1988. №3: 90.
    50. Пессель М. Путешествие в Мустанг и Бутан. – М.: Мысль, 1978.
    51. Плетнев В.А. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. – Тверь, 1903.
    52. Потапова Г.М. Пещеры Южного Мангышлака и юго-западного Устюрта // Пещеры. Вып.14-15. – Пермь, 1974: 76-88.
    53. Ривера Дорадо М. Общество и идеология: комментарии из Ошкинтока // Вестник древней истории. 1991. № 2: 130-144.
    54. Савеля О. Некрополь в пещере Каймос (Кайма) в юго-западном Крыму // Сакральное пространство пещеры. Тезисы докладов и сообщений VII Международной научной конференции по Церковной археологии. (Севастополь, 8-14 сентября 2013 г.). – Севастополь, 2013: 35-36.
    55. Свирида И.И. Сады века философов в Польше. – М.: Наука, 1994.
    56. Сифр М. Золото бездн // Знание – сила. 1985. №1, 2.
    57. Слукин В.М. Архитектурно-исторические подземные сооружения (типология, функция, генезис). – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.
    58. Сохин М.Ю. Изучение “Новой системы” подземного некрополя Пантикапея // Древности Боспора. Т.5. – М.: Институт Археологии РАН, 2002: 241–259.
    59. Спасский Г.И. Евпатория. (Из "Путевых записок о Крыме"). // Отечественные записки. 1850. Т.73. № 11. Отд. VIII: 9-24.
    60. Степкин В.В. Пещерные памятники Среднедонского региона // Культовые пещеры Среднего Дона. Серия "Спелестологические исследования". Вып.4. – М.: РОСИ, 2004: 41-137.
    61. Стингл М. Последний рай. – М.: Наука , 1975.
    62. Хейердал Т. Аку-Аку. – М.: Армада-пресс, 2001.
    63. Целлар К. Архитектура страны фараонов: жилище живых, усопших и богов. – М.: Стройиздат, 1990.
    64. Церен Э. Библейские холмы. – М.: Наука, 1966.
    65. Шанин В.А., Дубянская Т.А. и др. Юго-Восточная Азия. – М.: Вокруг Света, 2006.
    66. Шевченко Ю.Ю. Дифференциация этнических палеокультур в пространстве // 285 лет Петербургской Кунсткамере. Сборник МАЭ. Т. XLVIII. – СПб.: Наука, 2000: 302-316.
    67. Шилин А.А. Освоение подземного пространства (зарождение и развитие). – М.: МГГУ, 2005.
    68. Шумеев В. Под землей // Оренбуржье. 2005. – 28 апр.
    69. Элиаде М. Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения. – М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
    70. Boyer P. Religion: Bound to believe? // Nature. 2008. V.455: 1038–1039.
    71. Brady J.E., Ashmore W. Mountains, Caves, Water: Ideational Landscapes of the Ancient Maya // Archaeologies of Landscapes: Contemporary Perspectives. – Oxford: Blackwell Publishers, 1999: 124–145.
    72. Brady J.E., Prufer K.M. (ed.) In the Maw of the Earth Monster. Studies of Mesoamerican Ritual Cave Use. – Austin: University of Texas Press, 2005.
    73. Chase P.G. The cult of the cave bear. Prehistoric rite or scientific myth? // Expedition. 1987. Vol.29. №2: 4-9.
    74. Chia М. Darkness technology. Darkness techniques for enlightenment. – Chiang Mai: Universal Tao Publications, 2002.
    75. Chládek S. Exploring Maya Ritual Caves: Dark Secrets from the Maya Underworld. – Lanham: AltaMira Press, 2011.
    76. Dridi H., Goréa M. Au IIIe siècle ap. J.-C., le voyage d'Agbar à Suqutra // Archéologia. 2003. №396. - Jan.: 48-57.
    77. Gebauer H.D. Resources on the speleology of Jammu & Kashmir State, India / Серия: Berliner Hohlenkundliche Berichte. Band 18. / – Berlin, 2005.
    78. Hanfmann G.M.A., Mierse W.E., Foss C., Spier J., Ramage A., Goldstein S.M., Russin R.V., Robert L., Yegül F.К, Crawford J.S., Seager A.R., Kraabel A.T., Buchwald H. Sardis from Prehistoric to Roman Times. Results of the Archaeological Exploration of Sardis 1958-1975. – Cambridge, 1983.
    79. Harbison P. Guide to the National Monuments of Ireland. – Dublin: Gill & Macmillan, 1970.
    80. Hart J.L. Digitizing hastens at microfilm vault // Church News. 2006. – 11 Mar.
    81. Klein R.G. The human career: human biological and cultural origins. – Chicago: University of Chicago Press, 1989.
    82. Körte G., Körte A. Gordion: Ergebnisse der Ausgrabung im Jahre 1900 // Jahrbuch des kaiserlich deutschen archäologischen Instituts. V. – Berlin, 1904.
    83. Lund W.R. (ed.) Engineering Geology of the Salt Lake City Metropolitan Area, Utah. – Salt Lake City: Utah Geological Survey, 1990.
    84. McBrearty S., Brooks A.S. The revolution that wasn't: a new interpretation of the origin of modern human behavior // Journal of Human Evolution. 2000. №39: 453-563.
    85. McGovern P., Glusker D., Moreau R., Nuñez A., Beck C., Simpson E., Butrym E., Exner L. Stout E. A Funerary Feast Fit for King Midas // Nature. 1999. V.402: 863–864.
    86. McNair A. Donors of Longmen: Faith, Politics, and Patronage in Medieval Chinese Buddhist Sculpture. – Honolulu: University of Hawai'i Press, 2007.
    87. Norenzayan A., Shariff A.F. The Origin and Evolution of Religious Prosociality // Science. 2008. V.322: 58–62.
    88. Ossowski G. Sprawozdanie trzecie z wycieczki paleoetnologicznej po Galicyi (w roku 1891). – Krakow, 1892.
    89. Ovadiah A., Pierri R. Elijah's cave on Mount Carmel and its inscriptions // Christ is here!: studies in biblical and Christian archaeology in memory of Michele Piccirillo, ofm. – Milano: Edizioni terra santa, impr., 2012: 29-76.
    90. Sharpe T. Mountain of Mystery // Albuquerque Journal. 1994. – 23 Jan.
    91. Simpson E. Midas’ Bed and a Royal Phrygian Funeral // Journal of Field Archaeology. 1990. №17: 69–87.
    92. Solecki R.S. Shanidar: The humanity of Neanderthal man. – London: Allen Lane, 1972.
    93. Vogt Y. World’s oldest ritual discovered. Worshipped the python 70,000 years ago. // Apollon. 2006. №4.
    94. Waller S.J. Sound and rock art // Nature. 1993. Vol.363, №6429: 501.
    95. Wiemers G. Jerusalem: History, Archaeology and Apologetic Proof of Scripture. – Waukee: Last Hope Books and Publications, 2010.
    96. Young R.S. Three Great Early Tumuli. The Gordion Excavations Final Reports. Vol.1 (University Museum Monograph 43). – Pennsylvania: Pennsylvania University Press, 1981.




    [1] По мнению П. Буайе, религиозное мышление – это наиболее естественная для человека форма мышления, не требующая от мыслящего индивида специальных усилий. Неверие в потусторонние силы, напротив, требует сознательной и упорной интеллектуальной работы, направленной против естественных психических склонностей.

    [2] Проблема наличия религиозных идей и обрядности у Homo sapiens neanderthalensis остается открытым. В отличие от людей современного типа, которые создавали наскальные рисунки, расписывали стены пещер и даже изображали себе подобных, а также оставили множество резных фигурок, нет никаких свидетельств, что неандертальцы делали нечто подобное. Одним из самых противоречивых показателей культурного потенциала неандертальцев можно считать погребения, в том числе костей пещерного медведя, поскольку сложные погребения – убедительное свидетельство проявлений религиозного сознания. Это делает крайне важным вопрос, являются ли найденные в пещерах скелеты неандертальцев, относящиеся к периоду среднего палеолита (40…60 тыс. л.н.), погребениями в подлинном смысле этого слова, что достаточно спорно [Solecki, 1972][Klein, 1989][Chase, 1987]. Вероятно, этот обычай неандертальцы могли заимствовать у людей современного типа. Однако известно, что уже около 280 тыс. л.н. люди начали использовать камни для растирания минеральных пигментов. Использование пигментов считается этапной вехой истории, поскольку, наряду с практикой погребений, это одно из свидетельств способности к символическому мышлению [McBrearty, Brooks, 2000]. В целом гипотеза о наличии у неандертальцев каких-то религиозных представлений и соответствующих обрядов кажется вполне правдоподобной [Вишняцкий, 2005].

    [3] Существует даже точка зрения, что основные формы искусства родились из религиозных идей (Э. Дюркгейм). То обстоятельство, что среди древнейших произведений искусства, известных в настоящее время, есть изображения сверхъестественных существ (вырезанная из кости фигура человека-льва из Холенштейн Штадель в Германии, имеющая возраст около 33 тыс. л.н., рисунок бизона-человека из ЕП Шовэ во Франции, датируемый примерно таким же временем), заставляет считаться с этой гипотезой, хотя крайне маловероятно, что происхождение всех тех форм знакового поведения, которые сейчас принято включать в искусство, может быть объяснено одной причиной и сведено к одной функции [Вишняцкий, 2005].

    [4] Интересно, что, по исследованиям С. Уоллера, для создания рисунков первобытные люди использовали исключительно пещеры с сильным и специфически звучащим эхо [Waller, 1993].

    [5] Вообще важным этапом обрядов женского посвящения является изоляция; в обрядовой изоляции девушек усилена символика темноты, что объясняется мистической связью между Луной и женщинами [Элиаде, 1999].

    [6] Главные достопримечательности Рима // Travel the World. - 2014 (URL: http://traveltheworld.com.ua/glavnye-dostoprimechatelnosti-rima.html)

    [7] По некоторым сообщениям, караимы появились здесь не позже XVII в. [Караи…, 2000].

    [8] Хотя ни Пан, ни Аполлон не были богами подземного мира, но культ их был связан с подземным пространством. Древнегреческий культ Гермеса вначале был типичным культом подземного бога, в пантеоне подземных богов он выполнял вспомогательную роль – сопровождал души умерших в ад [Слукин, 1991].

    [9] Третью разновидность монастырских пещер, выделенный Ю. Шевченко – жилые пещеры анахоретов – следует отнести к пещерам отшельников.

    [10] Погребение сейчас датируется 2-й пол. VIII в. до н.э., и, хотя не исключено, что это действительно могила царя Мидаса, но более принято считать, что в Большом Тумулюсе похоронен его отец, Гордий.

    [11] Так, в пров. Сычуань сохранились пещерные некрополи, в которых камеры достигали в длину 30 м при высоте около 2 м [Всемирная история..., 1970].